Сообщество казаков живого журнала

Слава Богу что мы казаки!


Серпуховичи на Белгородской черте. К вопросу о переселении серпуховских беломестных казаков в г. Бол
казак
kirill_cheba
13:51 10.02.2016
Серпуховичи на Белгородской черте. К вопросу о переселении серпуховских беломестных казаков в г. Болховец (40-е гг. XVII в.)

Серпуховичи на Белгородской черте. К вопросу о переселении серпуховских беломестных казаков в г. Болховец

(40-е гг. XVII в.)

Беломестные казаки, служившие с т.н. «белой земли» («обеленной» от налогов государства), являлись особой категорией городового казачества XVII столетия. Основное средоточие слободок, сел и деревень этих казаков находилось в южнорусских уездах: Воронежском, Карачевском, Ряжском, Сапожковском, Путивльском, Белгородском, Романовском (Романово городище) и Шацком, однако некоторые слободки «беломестцев» встречались и в весьма отдаленных от границ уездах, к примеру, в Нижегородском       (село       Павлово,       вотчина       князей       Черкасских .

Беломестные казаки были наиболее близкой служилой корпорацией к детям боярским и поместным атаманам . Крупные поселения беломестных атаманов существовали в Ряжском и Воронежском уездах (в последнем -преимущественно той его части, где впоследствии к XVIII в. вокруг села Усмань образовался отдельный уезд: Собакино, Ступино, Излегощь и пр.) . Их «испомещения» относятся в основном ко времени окончания Смуты, когда в «беломестцы» попадало немало бывших воровских казаков . Подобная ситуация происходила и после Смоленской войны 1632-34 гг.: известны случаи пожалования в беломестные казаки некоторых наиболее отличившихся крестьян. Тем не менее, в данном случае подобное явление

5

носило уже частный характер .

читать далее


read more at Вольная Станица


«Кормовыя роздаточныя книги» серпуховским беломестным казакам за 140, 142, 146,147, 148, 150, 153 гг
казак
kirill_cheba
13:47 10.02.2016
«Кормовыя роздаточныя книги» серпуховским беломестным казакам за 140, 142, 146,147, 148, 150, 153 гг1.

«Кормовыя роздаточныя книги» серпуховским беломестным казакам за 140,142,146,147,148,150,153 гг1.

Раздаточные книги денежного жалования серпуховским беломестным казакам   представляют   собой  типовой   источник,   являющийся   примером документации,   напрямую   связанной   с   государственным   обеспечением ратных людей Московского государства ХУГХУШ вв.

По Серпухову настоящие раздаточные книги имеются не за все годы существования здесь данной служилой корпорации. Так, в фонде Разрядный приказ (Ф. 210) Российского государственного архива древних актов (РГАДА, г. Москва) отдела «Дела разных городов» (Оп. 7а) раздаточные книги (Д. 8. Л. 7-48 об) представлены 1632, 1634, 1638, 1639, 1640, 1642 и 1645 гг., хотя сама локальная корпорация местного служилого казачества существовала в данном городе со времени окончания Смуты . Стоит предположить, что денежное жалование серпуховские казаки стали получать как раз с начала 30-х гг., когда, собственно, и была составлена первая раздаточная книга.

Раздаточные книги имеют подписи и скрепы за каждые полугодие и год. Среди приложивших руку в них отметились сын серпуховского воеводы Федора Григорьевича Шишкина Иван, Лавр Ромоданов (вероятно подьячий), священники г. Серпухов: троицкий соборный поп Антип, Воскресенский поп Гавриил («вместо прихоженина своево» Алфера Леонтьева, а также Семена Зиновьева) и Воскресенский вдовий поп Зиновий - «вместо детей своих духовных».

Беломестные казаки Серпухова получали жалование непосредственно через Челобитный приказ. Как правило, доставка денег поручалась наиболее авторитетному человеку из служилых или «жилецких» людей, в данном случае из Москвы в Серпухов «денежный корм» привозили казаки Иван Кадников и Перфилка Никитин.

Выдача денежного жалования осуществлялась воеводами «пересмотря всех перед собой по списку», преимущественно на полгода: с 1 сентября (начала года по старому стилю) - по 1 марта и далее - с 1 марта по 1 сентября, но с 17 января 146 (1638) г. года казаки стали получать жалование на целый год.

Размер денежного жалования серпуховским беломестным казакам по имеющимся раздаточным книгам 140, 142, 146,147, 148, 150, 153 гг. не был стабилен и немного варьировался. Представим эти данные в виде следующей таблицы ниже.

читать далее


read more at Вольная Станица


Шанхайский русский полк. Казаки на службе Китая.
guran_ussury
Оригинал взят у guran_ussury в Шанхайский русский полк. Казаки на службе Китая.
В начале 1927 года – в то самое время, когда в Китае развернулась первая революционная гражданская война, войска гуандунского революционного правительства, выступившие в Северный поход, достигли района Шанхая.
Муниципалитет шанхайского международного сеттльмента, будучи обеспокоен перспективой захвата его территории этими войсками, решил усилиться в военном отношении и поручил генерал-лейтенанту Глебову, прибывшему тремя годами ранее на военных судах в порт Усунькоу, использовать подчинявшееся ему дальневосточное казачество для формирования русского отряда в составе шанхайского волонтерского корпуса.

image
Read more...Collapse )

Урочище "Черная балка"
казак
kirill_cheba
22:57 02.01.2016
Урочище "Черная балка"
Урочище «Черная балка» - ботанический природный памятник, сочетающий сообщества зональной и петрофильной степной растительности, байрачного и пойменного лесов. В этих местах зарегистрировано свыше 150 видов сосудистых растений, редкие виды (11 из них занесены в Красную книгу Ростовской области) среди них: ковыли красивейший и украинский, живокость Сергея, беллевалия сарматская, касатик низкий и др. На территории природного парка обитает большое кол-во разнообразных видов животных. https://maps.yandex.ru/-/CVDj6Jka

read more at Вольная Станица


Гулебщики - Авиловы горы (Белая Калитва)
казак
kirill_cheba
12:54 01.01.2016
Гулебщики - Авиловы горы (Белая Калитва)

В этом выпуске мы прогуляемся по Авиловым горам - так называется выход Донецкого кряжа у города Белая Калитва.

https://maps.yandex.ru/-/CVDfyP7p точка на Яндекс карте
https://vk.com/whitegoose15 - Белый Гусь

read more at Вольная Станица


Мы открываем новый проект "Гулебщики"
казак
kirill_cheba
01:24 31.12.2015
Мы открываем новый проект "Гулебщики"

Друзья, мы открываем новый проект "Гулебщики" совместно с магазином современной одежды в казачьем стиле "Белый гусь".

Идея возникла в связи с тем, что мы много ездим по Дону и знаем много таких мест, которыми нам хочется поделиться со всеми. 

Дон - неисчерпаемый источник вдохновения и красоты. Наши короткие видео-зарисовки, это способ поделиться с вами тем, что нас вдохновляет. 

Надеюсь, это поможет  узнать лучше наш родной край тем кто еще до него не успел доехать!

Наш первый выпуск посвящен станице Краснодонецкой (Екатериненской).

 

 


read more at Вольная Станица


Смоленское кладбище Санкт-Петербурга, захоронения Наказных казачьих Атаманов
guran_ussury
Оригинал взят у guran_ussury в Смоленское кладбище Санкт-Петербурга, захоронения Наказных казачьих Атаманов

  Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге является одним из старейших мест захоронения известных исторических личностей и существует с середины 18 века. Находится оно на Васильевском острове и представляет собой большую территорию, на которой расположились Православное, Лютеранское и Армянское части. Были закреплены участки, принадлежащие Павловскому военному училищу, Первому и Второму кадетским корпусам, Морскому кадетскому корпусу, Горному институту Екатерины Второй. Кроме того, впоследствии были выделены площади под захоронения павших героев Первой Мировой войны. Так, имеется достаточно обширное захоронение офицерских и нижних чинов Лейб-Гвардии Финляндского полка. Знаменито это кладбище и отдельными захоронениями известных и почитаемых людей: русского исследователя и путешественника, Почетного члена Российской Академии наук и Академии художеств Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, поэт и ученый Василий Кириллович Тредиаковский, великий малороссийский поэт Тарас Григорьевич Шевченко (впоследствии перезахороненный на Украине), няня А.С. Пушкина Арина Родионова, вице-адмирал, командир Владивостокского порта Ермолаев Платон Иванович, основоположник русской авиации Александр Федорович Можайский, Православная Святая Ксения Петербужская (на ее могиле установлена часовня) и другие.

 Но для нас, уссурийских и амурских казаков, Смоленское кладбище еще интересно тем, что на нем покоится прах двух известных людей, оставивших свой яркий след в жизни Дальнего Востока. Это генерал-губернаторы Николай Иванович Гродеков и Чичагов Николай Михайлович.


Чичагов Николай Михайлович

Read more...Collapse )

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
guran_ussury
Оригинал взят у guran_ussury в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

top

Праздник Покрова Святой Богородицы - это главный казачий праздник. Явление Богородицы случилось во время сражения за Азов, когда многочисленная армия турок осадила город-крепость в устье Дона. Но до того, Азов, которым владела Османская Империя, был взят казаками. Осада длилась 2 месяца. Казаков было немного, и турки и подумать не могли, что немногочисленный отряд сможет покорить непреступную крепость. Но это удалось. Было освобождено несколько тысяч рабов, в основном славян. Азов был крупным перевалочным пунктом работорговли в те времена, и немало казачьего люда, в основном - детей и женщин, было продано на рынках Азова.

Read more...Collapse )

Выходец из Венгрии на Белгородской черте
казак
kirill_cheba
11:04 11.09.2015
Выходец из Венгрии на Белгородской черте

Выходец из Венгрии на Белгородской черте

 

            Служилые иноземцы в гарнизонах южнорусских городов-крепостей XVII столетия были явлением не редким. Среди них встречались этнические поляки и белорусы[1], немцы[2] и шведы[3]. Но наиболее распространены были украинцы (черкасы)[4]. По окончанию Смоленской войны (1632-1634 гг.) произошла активизация их движения (так называемые «выходы») на территории русских уездов, пограничных с Речью Посполитой. Пик подобных миграций пришелся на период освободительной войны на Украине 1648-1654 гг.[5], в частности после поражения от поляков войска гетмана Богдана Хмельницкого под Берестечком (конец июня 1651 г.). Разорение хозяйства вследствие татарских набегов и давления со стороны польской администрации побудили многих украинцев сниматься с родных мест и уходить на российскую территорию целыми семьями и даже полковыми сотнями. Переселяясь на малоосвоенные земли плодородного юга Московского государства, украинцы приносили с собой казацкий уклад жизни, что послужило главной причиной для возникновения ряда новых (так называемых слободских[6]) полков: Острогожского, Сумского, Харьковского, Ахтырского, Изюмского, Балаклейского и Змиевского.

Данный процесс растянулся на десятилетия и протекал достаточно сложно. После окончания войны за Смоленск воеводам окраинных городов (Путивля, Брянска, Севска, Рыльска, Серпейска, Мосальска, Мещовска, Курска, Белгорода, Валуек, Оскола и Усерда) строжайше предписывалось: «…без службы их в Московское государство принимать не для чего»[7]. Т.е. украинскому населению разрешалось селиться на территории России исключительно на положении ратных людей.

читать далее


read more at Вольная Станица


Коломенские черкасы в 1619-1638 гг.
казак
kirill_cheba
10:58 11.09.2015
Коломенские черкасы в 1619-1638 гг.

Черкасы1 как категория населения Коломны появляются в городе в 1619 г. Все они происходили из полка Ждана Конши, отделившегося под Калугой от запорожского войска гетмана Петра (Конашевича) Сагайдачного в декабре 1618 г.2 Этот тяжелый год ознаменовался походом на Москву польского королевича Владислава IV Ваза. Своих сил в этой военной компании у польской стороны было явно не достаточно, поэтому на помощь походному войску были призваны запорожские черкасы, численностью до 20 тысяч человек, возглавляемые гетманом Сагайдачным. Войском гетмана были разорены южнорусские города Путивль, Валуйки, Ливны, Елец, Данков и Лебедянь, а также уезды в среднем Поочье – Серпуховской, Каширский, Коломенский и село Хатунь - центр дворцовой волости Московского уезда. Численность отрядов запорожцев, штурмовавших русские крепости, была столь велика, что, по словам очевидца, находившегося в Ельце во время осады, черкасы, не смотря на огромные потери от крепостной артиллерии, по трупам «к Аргамачьим воротам по своим по побитым людем … взошли»3

Финальным аккордом рейда гетмана Сагайдачного по территории Московского государства была осада Калуги осенью – в начале зимы 1618 г., в ходе которой было убито множество горожан, разорены уездные селения. Мирное соглашение в Деулино между Москвой и Варшавой, подписанное 1 (11) декабря, заставило запорожскую вольницу снять осаду Калуги. Прибывший к ним гонцом от польского войска полковник Милостный объявил о безоговорочном уходе в Речь Посполитую войска Сагайдачного с территории московских уездов. 

читать далее


read more at Вольная Станица


?

Log in